Нормативное регулирование банковского аудита
Страница 1

Нормативное регулирование аудита в банковской системе прежде осуществлялось Банком России. При этом был издан ряд документов, которые в совокупности регламентировали деятельность банковских аудиторов достаточно детально и подробно. В связи с принятием Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6.02.02 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время осуществляет Минфин России. Таким образом, регулирование аудиторской деятельности по всем направлениям, в том числе и аудит кредитных организаций, теперь находится в компетенции Минфина России.

Утрата Банком России функции органа, регулирующего осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, не приводит автоматически к недействительности ранее изданных им нормативных документов. Поэтому при проведении аудиторских проверок кредитных организаций также применяются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", а также стандарты, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, если последние не имеют аналогов указанных федеральных правил (стандартов). Нормативные документы Банка России применяются в части, не противоречащей Закону N 119-ФЗ и иным нормативным актам, регулирующим аудиторскую деятельность.

Аналогом правила (стандарта) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год", одобренное экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., является вновь утвержденное федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Поэтому при составлении аудиторского заключения вполне логично применение именно федерального правила (стандарта). Положение о порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год от 23.12.97 г. N 10-П содержит разделы 3 "Виды аудиторских заключений" и 4 "Состав и содержание аудиторского заключения. Представление аудиторского заключения в Банк России". В этой части положение N 10-П также является аналогом вновь утвержденного федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 6.

Особое внимание необходимо уделить п.4.12 положения N 10-П, в соответствии с которым кредитной организацией Банку России по его требованию представляется детализированный отчет о результатах аудиторской проверки. Раздел 4 в целом и п.4.12, в частности, ставит Банк России в привилегированное положение по сравнению с другими пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности банков и кредитных организаций, поскольку предусматривает представление Банку России не только итоговой части аудиторского заключения, предназначаемой для самого широкого круга заинтересованных пользователей, но и более подробной и конфиденциальной информации, содержащейся в аналитической части аудиторского заключения и в детализированном отчете.

Сейчас у банков и кредитных организаций обязанность представлять Банку России аналитическую часть аудиторского заключения и детализированный отчет отсутствует, поскольку федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 прямо не предусматривает наличия в аудиторском заключении аналитической части, а также составления каких-либо дополнительных документов вроде детализированного отчета. По результатам аудиторской проверки коммерческого банка в обязательном порядке составляется аудитором и представляется банком в Банк России только аудиторское заключение, составленное в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6, без каких-либо дополнений. Представление какой-либо дополнительной информации может быть осуществлено исключительно в добровольном порядке.

Ст.8 Закона N 119-ФЗ обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, представляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. Кроме того, п.14 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 2 "Документирование аудита" предусмотрено, что рабочие документы являются собственностью аудитора.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Валютные операции
Актуальность. Валютный рынок - это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На не ...

Договоры перестрахования
Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного произво ...

Вторичный рынок ценных бумаг (фондовая биржа)
В условиях современного капитализма вложение денег в ценные бумаги остается актуальным. Положение на фондовой бирже, как правило, приковывает внимание различных слоев населения, частного сектора и пра ...