Заключение
Страница 1

В курсовой работе была рассмотрена тема биржи в Советский период во времена НЭПа. На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

С 1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частым лицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов — обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт в государственном секторе упразднялся.

Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж — организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организации приступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов, ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.

В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В нюне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.

В сентябре 1922 г. СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.

По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевой торговли. В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера­ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 2008-2009 годов
Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; боль ...

История страховых услуг
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов произв ...

Безналичный денежный оборот и его организация
Возрастание роли банков в экономической жизни общества связано с изменением вещественной формы денег, а именно широким использованием безналичных средств и расчетов. Платежным агентом по ...