Риски хозяйствующих субъектов как объект страхованияСтраница 1
Как известно, деятельность любого хозяйствующего субъекта сопряжена с возникновением различных рисков, причем такие финансовые институты, как страховые организации, подвержены влиянию и негативному воздействию рисков фактически с двух сторон: с одной стороны, они принимают на себя чужие риски, которые им передаются по различным договорам страхования и перестрахования, а с другой — в процессе инвестиционной и иной деятельности у страховщика возникают его собственные финансовые риски, связанные с не возвратом вложенных средств или недополучением прибыли.
Таким образом, характерной особенностью страхового бизнеса является то, что, с одной стороны, страхование как основной вид услуг страховой компании выступает одним из методов управления риском, а с другой, страховая компания как субъект рынка сама потенциально подвержена целому ряду рисков.
Но прежде чем вести разговор о рисках, возникающих в страховом бизнесе, необходимо определиться с самим понятием риска. Вообще, следует отметить, что риск как экономическая категория не имеет единого и четкого определения. Существующая литература характеризуется неоднозначностью в трактовке черт, свойств и элементов риска, в понимании его содержания, соотношения объективных и субъективных сторон. Разнообразие мнений о сущности риска объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным его игнорированием в существующем законодательстве, а также недостаточным использованием в реальной экономической практике и управленческой деятельности. Кроме того, риск - это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда и противоположных реальных оснований.
Происхождение термина «риск» восходит к греческим словам ridsikon, ridsa – утёс, скала. В итальянском языке risiko – опасность, угроза. Во французском risqoe - угроза, буквально, объезжать утес, скалу.
Многие исследователи предпринимательства просто выделяют наличие риска, как на стадии создания нового предприятия, так и на стадии его дальнейшего функционирования. Адам Смит подчеркивал, что предприниматель, как собственник, идет на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. По определению, данному в «Экономической энциклопедии», риск (в экономике и предпринимательстве) «неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени»
В настоящее время существует несколько направлений в исследовании теории рисков. Так, Г. Мальцевой, Ю. Рожковым, М. Терским систематизированы и выделены три основных концептуальных подхода к определению сущности данной категории, которые приведены в таблице 1.
В классической теории риск отождествляется только с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации запланированного действия, то есть риск есть не что иное как ущерб, который наносится в результате осуществления той или иной операции. В основу неоклассической теории риска, создателем которой считается А. Маршалл, положено утверждение о риске как об амплитуде колебаний возможной прибыли.
Согласно этой теории, предприниматель, работающий в условиях неопределенности, и прибыль которого есть случайная переменная, при осуществлении операций руководствуется двумя позициями - размерами ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний - и выбирает тот вариант решения, который дает аналогичный сравниваемому результат, но характеризующийся меньшими колебаниями. Данная теория получила свое дальнейшее развитие и выразилась в наличии точки зрения, согласно которой риск определяется как возможность отклонения от цели, ради достижения которой принималось решение.
В работах ряда российских ученых встречаются в основном два подхода к определению риска.
Часть ученых рассматривает риск как возможную неудачу, материальные или иные потери, опасности, которые могут реализоваться в процессе деятельности финансового института. Подобное определение встречается у А.В. Тихомировой, по ее мнению, понятие “риск” предполагает в экономическом смысле потери, ущерб, вероятность которых связала с наличием неопределенности (недостаточности информации). В книге «Риски в современном бизнесе» под риском понимается вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. В словаре Вебстера риск определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». На наш взгляд, такой подход к определению риска носит односторонний характер и не полностью раскрывает сущность риска.
Смотрите также
Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Для того чтобы тратить деньги, не обязательно их
видеть.
Козьма Прутков
Деятельность
российских банков с карточками началась в марте 1988г., когда в Лондоне между
бюро путешествий ...
Договоры перестрахования
Страхование — одна из древнейших категорий общественных
отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно
постепенно стало непременным спутником общественного произво ...
Внутридневная торговля на рынке Forex
Самым неосвещенным из всех вопросов дилинговой торговли, на мой взгляд, является именно внутридневная как самый современный вид торговли. Благодаря бурному развитию техники и доступности информац ...