История создания и статус Банка России
Страница 2

Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Чтобы бороться с инфляцией, центральный банк должен завоевать доверие общества и иметь репутацию органа, строго выполняющего свои обязательства. У центрального банка должна быть возможность давать обещания независимо от правительства. Правительства, как правило, озабочены экономическим ростом. Поэтому, если центральный банк является агентом правительства или находится под его давлением, то денежно-кредитная политика будет направлена на увеличение объемов производства и инфляцию. Как показали эмпирические исследования, в развитых странах действительно существует высокая корреляция между темпами инфляции и степенью независимости центрального банка.

Не следует понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле. Даже при полной формальной независимости всегда существует политическое давление на управляющего, и не всегда удается такому давлению противостоять. С другой стороны, вопрос о независимости — это вопрос координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если бы правительство и центральный банк ставили одни и те же цели и если бы эти цели были тем, что действительно необходимо экономике, то согласованность была бы предпочтительнее независимости.

К основным принципам или критериям независимости центрального банка можно отнести следующие:

назначение руководства, председателя или управляющего центрального банка. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Например, возможны такие варианты. Управляющего назначают: а) правление банка; б) законодательная власть, парламент; в) исполнительная и законодательная власть совместно; г) коллективная исполнительная власть (правительство); д) один — два представителя исполнительной власти (председатель правительства и/или министр финансов). Нетрудно заметить, что возможные варианты перечислены в порядке убывания независимости центрального банка;

срок пребывания в должности управляющего и членов правления. Чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком. Председатель ЦБР назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет;

взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка. Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ не входят в состав совета директоров Банка России и участвуют в заседаниях совета с правом совещательного голоса. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ», другими федеральными законами. Банк России подотчетен Государственной Думе;

процедура формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем, кто формирует политику, кому принадлежит последнее слово. ЦБР разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости);

цели политики, установленные Законом. Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность центрального банка, тем менее независим центральный банк;

прямые указания органов государственной власти. Речь идет, прежде всего, о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы власти контролировать бюджет центрального банка. До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона «О Центральном банке РФ» ни правительство, ни Федеральное собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50% в федеральный бюджет. Главный орган управления — совет директоров — самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Заключение
  Итак, в настоящее время преобладающей формой денежных расчетов в экономике являются безналичные расчеты. В последние годы приобрела устойчивость тенденция опережающего роста безналичных ср ...

Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...

История страховых услуг
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов произв ...