Центральный банк Российской Федерации
Страница 1

Перед рассмотрением собственно российской банковской системы, обозначим основные общемировые подходы к организации банковских структур.

Банковские системы различных стран, в целом, следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Приведем их краткую характеристику[1]:

- первая модель - основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Пример - Испания, Греция и Португалия;

- вторая модель - ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Примеры – США, Франция, Нидерланды, Италия;

- третья модель - характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. Примеры - Канада, Австрия, Великобритания;

- четвертая модель - объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделены от центральных банков. Примерами могут служить Сингапур и Ирландия.

Российское законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации (ЦРБ) является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы:

–Министерство РФ по антимонопольной политике (в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций);

- Комитет по финансовому мониторингу России (в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег).

В то же время функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Итак, подробнее охарактеризуем роль ЦРБ в банковской системе России.

Закрепление статуса Центрального Банка Российской Федерации на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. При этом, банк России, не являясь органом государственной власти, наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия России осуществляет независимо от других федеральных органов власти [2] (согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О ЦБ РФ»).

Основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране.

Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства как то[3]:

- устанавливает процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России;

- проводит операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг);

- производит рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей;

- ведает валютным регулированием, в том числе валютными интервенциями (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

- устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы;

- в исключительных случаях, по согласованию с Правительством РФ, проводит прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Законодателем названы и другие цели ЦРБ[4]:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Введение
Банковская система играет важнейшую роль в развитии экономики, в повседневной деятельности предприятий и граждан. Банки организуют денежный оборот, предоставляют экономическим субъектам дополнительн ...

Ипотечное страхование
В современных условиях экономического развития Российской Федерации важное значение приобретает формирование системы страховой защиты от рисков, связанных с жилищной ипотекой. Распространени ...

Денежно-кредитная и банковская система. Регулирование денежного обращения
Важнейшей функцией государства является предложение денег и регулирование денежной массы в стране, причем эта функция является для государства эксклюзивной. Органом, реализующим эту функцию, является ...