Особенности социального страхования
Страница 2

-у страховщика — с момента регистрации страхователя;

-у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

-у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

- страховые взносы:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:

в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям - 4%;

в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%

в Пенсионный фонд - 28%

Ставка единого социального налога равна 35,6 %

С 1 января 2005 года правительством планируется снизить ЕСН до 26 процентов, да еще и сохранить регрессивную шкалу. Это означает, что ставку 26 процентов планируют применять при годовом доходе работника до 300 тыс. рублей, а при доходах до 600 тыс. рублей и выше 600 тыс. рублей по-прежнему платить 10 процентов и 2 процента соответственно. Как отметил Сергей Шаталов, «правительственные задумки по единому социальному налогу потребуют существенного пересмотра системы обязательного медицинского и социального страхования, но на наш взгляд самое главное, чтобы в целях реализации реформирования обязательного страхования не пострадала гарантированность права застрахованного на обеспечение по страхованию»[5].

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Для того чтобы тратить деньги, не обязательно их видеть. Козьма Прутков Деятельность российских банков с карточками началась в марте 1988г., когда в Лондоне между бюро путешествий ...

Денежно-кредитная и банковская система. Регулирование денежного обращения
Важнейшей функцией государства является предложение денег и регулирование денежной массы в стране, причем эта функция является для государства эксклюзивной. Органом, реализующим эту функцию, является ...

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значитель ...