Основные методики оценки расходов коммерческих банков
Страница 1

Методика, разработанная Пановой Г.С.

Валовые расходы банка можно разделить на процентные и непроцентные.

Процентные расходы составляют:

· начисленные и уплаченные проценты в рублях:

· начисленные и уплаченные проценты в валюте.

К непроцентным расходам относятся:

· операционные расходы:

Ø уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям;

Ø расходы по операциям с ценными бумагами;

Ø расходы по операциям на валютном рынке;

Ø расходы на функционирование банка (расходы на содержание аппарата управления; хозяйственные расходы);

Ø прочие расходы (штрафы, пени, неустойки уплаченные; проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.).

Наиболее крупными статьями операционных расходов банка традиционно являются расходы:

· по выплате процентов по текущим и срочным вкладам;

· связанных с выплатой комиссионных другим банкам и прочим финансово-кредитным учреждениям за предоставленные услуги;

· по содержанию и эксплуатации зданий и оборудования;

· на заработную плату персонала;

· на создание специальных резервов.

В последние годы наблюдается рост удельного веса расходов на выплату процентов по вкладам клиентов. Это объясняется, во-первых, повышением уровня процентных ставок по депозитам в результате усиления конкурентной борьбы и, во-вторых, увеличением удельного веса депозитных счетов в общей сумме привлеченных средств.

Банки, выполняющие международные расчетные операции, уплачивают комиссионные банку, исполняющему поручения не совершение операций (аккредитивных, инкассовых и др.). Но конечным плательщиком выступает клиент банка, по поручению которого совершена операция. Банк в полном объеме списывает с его счета уплаченную им комиссию. Расходы банка на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования. оплату персонала и социальные пособия носят относительно постоянный характер. Их удельный вес в общей сумме расходов банка весьма незначительный.

Определенная часть денежных средств банка расходуется на создание резервов. Остальные расходы в счете прибылей и убытков банка показываются по статье «Прочие операционные расходы». Это взносы, расходы на рекламу, инвентарь и материалы, на оплату услуг аудиторских фирм, судебные и транспортные издержки, а также некоторые виды налогов.

Рост операционных расходов не только отражает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, но и может свидетельствовать об ухудшении менеджмента. Особое внимание заслуживает анализ двух групп статей: расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (особенно административно-хозяйственные) и расходы, связанные с повышением рискованности банковской деятельности (создание обязательных прочих страховых резервов).

В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамики абсолютные и относительные величины расходов (в целом по группам расходов), но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения.

Сокращению расходов банка будут способствовать:

· улучшение структуры ресурсной базы, т.е. увеличение доли расчетных, текущих и прочих депозитных счетов клиентов и сокращение доли дорогостоящих депозитных инструментов (например, межбанковских кредитов);

· оптимальное сокращение непроцентных расходов.

Методика, разработанная специалистами Финансовой академии при Правительстве РФ

Рассматриваемой методикой выделяются следующие расходы банка

: налоги, относимые на себестоимость банковских операций, процентный расход, связанный с привлечением ресурсов, уплата комиссий за услуги, расходы по валютным операциям (покупка валюты переоценка валютных средств, отрицательные курсовые разницы), амортизационные отчисления, износ МБП и нематериальных активов, расходы почтовые и телеграфные, по аренде, на рекламу, на инкассацию, оплата услуг ВЦ, расходы канцелярские, а также накопительного характера, связанные с улучшением банковских услуг, обслуживанием банковского процесса, обеспечением условий труда, зарплата, премии и другие денежные выплаты работникам банка, оплата отпусков, обязательные отчисления в различные социальные фонды, расходы по содержанию и эксплуатации зданий, на охрану, представительские, командировочные и т.д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях
  Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа пр ...

Принципы банковского права
Общие начала банковского права, выраженные в его нормах, обеспечивают целенаправленное регулирование банковской деятельности на всех уровнях банковской системы. Принципы права являются св ...

Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации
Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система – регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулир ...