Формирование в России рейтинговой системы
Страница 1

На сегодняшний день наиболее развитым сектором рейтинговых продуктов является сектор банковских рейтингов. Это объясняется не только большей регламентированностью деятельности, но и относи тельной доступностью и прозрачностью отчетности кредитных учреждений, острым общественным интересом, порожденным возрастающим разнообразием предлагаемых банковских продуктов и услуг.

Рейтинговые услуги до кризиса 1998г.

Современная банковская система России - одна из самых молодых. По сути дела, она насчитывает всего 15 лет. Поэтому практика рейтингования банков также относительно невелика. Естественно, первые рэнкинги были ориентированы на представление хотя бы какой-то информации для возникающего бизнеса и клиентов, которые привыкли до этого иметь дело лишь с четырьмя государственными банками, когда проблемы выбора не существовало как таковой.

Вопрос создания банковских рейтингов приобрел актуальность к середине 1990-х гг., когда конкуренция между банками приобрела реальные очертания, а бизнесу потребовались четкие ориентиры при выборе обслуживающих банков. В 1995-1998 гг. рейтинговые услуги были представлены на рынке уже тремя-четырьмя агентствами. Постепенно на российском рынке стали появляться крупнейшие западные компании, одна из них - Standard & Poor's успела открыть представительство в России, другая - Tompson Bank's Watch - пыталась активно у нас работать, но после кризиса была поглощена крупной международной компанией Fitch 1BCA. При этом неадекватность оценок во время кризиса в России и развивающихся странах стала одной из причин такого поглощения.

Банковская аналитическая информация в эти годы была представлена преимущественно публикациями рэнкингов (упорядоченных списков) в российских массовых изданиях, среди которых системностью в наибольшей мере выделялись журнал «Эксперт», Ин формационный центр «Рейтинг» (ИЦ «Рейтинг») и Информационное агентство «Интерфакс», а периодичностью - журнал «Профиль». Типовой набор рэнкингов включал прежде всего списки банков, упорядоченных по объемным показателям (активы-нетто, капитал, валюта баланса) банковской деятельности. Кроме того, популярны были рэнкинги по объемам предоставленных небанковским организациям кредитов, привлеченных депозитов и зарубежных инвестиций, объемам государственных ресурсов, обслуживаемых в коммерческих банках, операций на рынках ГКО-ОФЗ, вкладов частных лиц и др.

Меньший интерес представляли данные по величине полученной прибыли, рентабельности, доходности банковских операций. В силу гипертрофированности налогообложения банковской деятельности в отличие от мировой практики эти показатели подвергались «оптимизации» и далеко не всегда отражали реальную картину. Некоторые издания анализировали динамику изменения показателей, в том числе мест банков по различным срезам, что представляло определенный интерес для сравнительного анализа. В преддверии и сразу после кризиса стали значимыми такие факторы, как объемы зарубежных заимствований, характеристики операций на рынке производных финансовых инструментов и др.

Методики оценки отдельных показателей для перечисленных рэнкингов отличались. Это связано прежде всего с неоднозначностью и недостаточной определенностью существовавших инструкций регулирующих органов и их несовпадением с «экономическим» смыслом. В результате рэнкинги не всегда совпадали, что приводило к путанице и возможным манипуляциям.

К числу наиболее известных докризисных проектов собственно рейтинговых систем можно отнести проекты, реализованные ИЦ «Рейтинг», КБ «Оргбанк», Аналитическим центром финансовой ин формации (АЦФИ), а также так называемый рейтинг Кромонова, мигрировавший из одного издания в другое. Закрытые классификаторы существовали в Банке России, но они не являлись общедоступными, а информация о них лишь изредка попадала к специалистам банков. В подходах Банка России активно использовалась структуризация показателей, близкая к методике CAMEL. Далее из поля наше го внимания естественным образом выпадут рэнкинги и рейтинги, которые характеризуют лишь отдельные стороны деятельности, пре жде всего рекламы и связи с общественностью, например рейтинги прессы, впоследствии интернет-сайтов и т.д.

Таблица 7.1 - Банковские рейтинговые продукты в России до кризиса 1998г.

 

Тип рейтинга (агентство)

 

Показатель

надежности

стабильности

интегральный

надежности

 
 

(ИЦ «Рейтинг»)

(АЦФИ)

(КБ «Оргбанк»)

по Кромонову

 
           

Использование

Да

Да

Да

Нет

 

экспертной

 

информации

 

Наличие жест-

Частично,

Частично,

Ограничи-

Варьируе-

 

кого алгоритма

внутренний

внутренний

тельные

мый и пуб-

 

критерии

ликуемый

 

Возможность

Затруднена

Затруднена

Затруднена

Имеется

 

оперативно

 

реитинговать

 

все банки

 

Учет динамики

Экспертно

Нет

Нет

Нет

 

в деятельности

 

банка

 

Разнообразие

Есть

Частично

Есть

Нет

 

учета компо-

 

нентов банков-

 

ской деятель-

 

ности

 

Обоснован-

Проверено

В стабиль-

В стабиль-

Имеются

 

ность

практикой

ных услови-

ных услови-

противоре-

 

ях

ях

чия с прак-

 

тикой

 

Общедоступ

Частичная

Частичная

Закрытая

Имелась

 

ность методики

методика

 

Основной

Учет миро-

Минималь-

Поиск ба-

Сбалансиро-

 

посыл

вого опыта

ная воспри-

ланса между

ванность

 

Ключевая идея

рейтингова-

имчивость к

формализа-

между при-

 

ния

внешним

цией и экс-

быльностью

 

воздействи-

пертной

и устойчи-

 

ям

оценкой

востью

 

Соответствие

Достаточное

В стабиль-

Излишний

Не соответ-

 

назначению

ных услови-

субъекти-

ствует

 

ях

визм

 

Преимущества

Всесторон-

Широта

Взгляд дей-

Проверяе-

 

ность, дос-

охвата

ствующего

мость, опе-

 

тупность,

банка

ративность

 

популяр-

 

ность

 

Тип рейтинга (агентство)

Показатель

надежности

стабильности

интегральный

надежности

(ИЦ «Рейтинг»)

(АЦФИ)

(КБ «Оргбанк»)

по Кромонову

Недостатки

Отсутствие стройности и логической законченности

Сложность, закрытость, незавершённость

Субъективизм, закрытость

Несоответствие реальному состоянию банков

Количество градаций

9

4

12

Упорядоченная последовательность

Состояние после 1998г.

Действует

Не действует

Не действует

Потерял привлекательность

Страницы: 1 2

Смотрите также

Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц - понятие, сущность, проблемы и перспективы развития
Инновации в настоящее время – не просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, ...

Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...

Валютные операции
Актуальность. Валютный рынок - это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На не ...