Внутренние органы ЦБ РФ по банковскому регулирования и надзору
Страница 3

Эксперимент по созданию групп кураторов, осуществляющих надзорные функции по всем направлениям деятельности кредитных организаций, был начат в августе 2002 года на базе Отделения №4 Московского ГТУ Банка России, а начиная с сентября 2003-го получил распространение во всех отделениях и Операционном управлении МГТУ Банка России, а также в ряде других регионов страны.

В 2005 году система кураторства должна была распространиться на все территориальные учреждения Банка России. Однако из-за начатой процедуры внедрения системы страхования вкладов планы пришлось отложить.

Вместе с тем наработанные в ходе эксперимента формы и приемы надзора, позволяющие оперативно, детально и комплексно оценить деятельность кредитных организаций, позволили уже на первом этапе принять в систему страхования вкладов семь из одиннадцати банков - участников эксперимента.

Участие в программе Банка России по кураторству позволило банкам-участникам эксперимента приобрести большой положительный опыт в решении ряда насущных для них вопросов в свете новых требований к банковской системе РФ.

Идея создания института кураторов не забыта, но пока развивается в режиме эксперимента, одна из существенных особенностей которого - добровольное участие в нем.

Интересный факт. Сложилось так, что в российской банковской действительности никогда не стоял вопрос о том, чтобы передать функции банковского надзора и регулирования некоему третьему органу либо комитету, стоящему вне существующей банковской системы – т.е. не включенному в органы ЦБ России. Тем не менее, согласно исследованию, проведенному Консалтинговой группой «БФИ» совместно с Ассоциацией региональных банков России накануне проводимой VII банковской конференции «Банковский надзор и финансовая стабильность: Россия в контексте общемировых стандартов», около 10% российских банков считают, что надзором должен заниматься отдельный орган, однако не уточняется какой именно, и с каким объемом полномочий[5].

На наш взгляд, рациональнее сохранить надзорные функции за ЦБ РФ, поскольку при обособленном, неподотчетном ЦБ органе надзора неминуемо возникнет проблема выделения необходимых и достаточных полномочий данному органу, возникнет конкуренция непосредственно с ЦБ РФ, что повлечет долговременную борьбу за полномочия, а не эффективный надзор.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Виды моделей выбора оптимального портфеля ценных бумаг. Фьючерсные стратегии
Развитие рыночной экономики и закрепление частной собственности в различных ее формах привело к тому, что наряду с денежными средствами широкое распространение в качестве средства платежа и инвестиров ...

Договоры перестрахования
Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного произво ...

Валютные системы
Закономерности развития валютной системы определяются воспроизводственным критерием, отражают основные этапы разви­тия национального и мирового хозяйства. Данный критерий про­является в пери ...