Рынок муниципальных облигаций в РФ
В России практически отсутствует строгая система учета региональных заимствований и нет базового закона, который бы четко регулировал порядок выпуска эмиссии ценных бумаг субъектами Федерации и муниципальными образованиями, оговаривал процедуру их регистрации, цели, на которые направляются заимствованные средства. Потенциальным инвесторам совершенно неясно, кто является гарантом муниципальных бумаг.
Первоначальным документом, который регламентировал этот рынок, было Постановление Правительства № 78, касающееся выпуска всех ценных бумаг в стране. В числе прочих там упоминаются и муниципальные займы. Сейчас в Минфине готовится постановление, которое впоследствии будет преобразовано в федеральный закон, регулирующий параметры муниципальных займов.
Согласно этому законопроекту процедура выпуска ценных бумаг местными органами власти будет проходить аналогично федеральной, что потребует принятия законов о местном бюджете, утверждения предельного объема эмиссии, а также генеральных условий размещения[12]. Законопроект не запрещает ставить в расходной части бюджета какие-то инвестиционные позиции. Обязательным является требование учета всех заимствований в долговой книге, включая расходы по их обслуживанию. Законопроектом предусмотрены и ограничения по объему выпуска ценных бумаг субъектами Федерации 30% собственных доходных средств бюджета, а стоимости обслуживания займов - 15% их объема. Кроме того, ограничением на право выпуска займов должен стать и факт получения субъектом Федерации дотаций из госбюджета. Аналогичные нормы предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. Согласно этому указу эмитентам предоставляется шестимесячная отсрочка по уплате налога на операции с ценными бумагами, а исполнение обязательств по погашению внешних облигационных займов может обеспечиваться залогом или банковской гарантией.Однако лишь немногие из региональных и муниципальных эмитентов отвечают необходимым требованиям. Требованию бездотационности соответствуют только 8 региональных бюджетов. В действующем законодательстве не предусмотрены нормы, регулирующие ответственность региональных и муниципальных властей за несоблюдение правил эмиссии и обращения местных займов. В проекте Бюджетного Кодекса этот вопрос регулируется через условия предоставления финансовой помощи регионам. Государственная Дума предлагает ввести в Бюджетный Кодекс термин “банкротство территорий”, предполагающий такие действия, как санация, внешний контроль, внешнее управление, перевод исполнения бюджета в федеральное казначейство, утверждение бюджета вышестоящим органом
В I квартале 2006 г. на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций наблюдалось сезонное сокращение объемов операций. Региональные эмитенты подготавливали, утверждали и регистрировали условия эмиссии и обращения своих облигаций, размещаемых в 2006 г., проводили конкурсы по определению организаторов займов. В феврале—марте в Минфине России были зарегистрированы условия эмиссии и обращения облигаций Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Томской области.
Эффективная доходность региональных облигаций на вторичных торгах на ФБ ММВБ и СПВБ, рассчитанная информационным агентством “Сбондс.ру” по группе ведущих эмитентов, в течение I квартала колебалась в узком диапазоне. Среднее значение данного показателя составило 6,6% годовых против 6,7% годовых в предыдущем квартале[13].
За 2005 г. внутренний рынок облигаций вырос на 40% (табл. 1). На 30 сентября 2005 г. общий объем внутреннего рынка превысил отметку в 1 трлн руб. и составил 1,35 трлн руб. В отличие от прошлых лет, когда сегменты государственного и муниципального долга увеличивались в объеме быстрее, в текущем году лидером стал рынок корпоративных облигаций - он вырос на 50%. Увеличение объема рынка ГКО/ОФЗ составило 25%. После некоторого перерыва Банк России вновь начал эмиссию собственных облигаций (ОБР). С учетом ОБР сегмент государственных облигаций увеличился на 40%. Демонстрировавший в прошлом высокие темпы роста рынок муниципальных облигаций за 10 мес. 2005 г. показывает более скромные результаты - прирост в объеме 21%.
В настоящий момент доходность облигаций Москвы и регионов достигла своих исторических минимумов: 6,7-7,0 % - по выпускам с погашением в 2008 г., 7,6-7,75% - с погашением в 2010-2014 гг. Большинство субфедеральных облигаций имеют доходность 7,5-8,5% с погашением в 2007-2008 гг. Таким образом, перед инвесторами возникает необходимость хеджирования риска изменения процентных ставок.
Смотрите также
Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...
Заключение
Результаты выполненных исследований
процессов кредитования в России и зарубежных странах позволяют сделать
следующие выводы:
1. В оценке
кредитоспособности заемщика главным показателем используе ...
Банковские инновации в сфере обслуживания физических лиц - понятие, сущность, проблемы и перспективы развития
Инновации в настоящее время – не
просто одно из явлений, определяющих экономический рост, развитие и структурные
сдвиги. Инновации стали сутью современного развития во всех сферах экономики, ...