Совершенствование работы по расчетно- кассовому обслуживанию физических лиц
Страница 6

Следует заметить, что из всех вышеперечисленных способов наиболее распространенным является оплата в структурных подразделениях банка наличными денежными средствами. Преобладание наличных денег над безналичными в области платежей имеет свои причины.

Это вызвано рядом причин:

1) В частности, в нашей стране пока не сложилась массовая культура потребления банковских услуг.

2) Не многие физические лица имеют текущий счет в банке.

3) Не каждый имеет банковскую пластиковую карточку.

Поэтому в системе АСБ «Беларусбанк» основное внимание направлено на организацию и усовершенствование этой отрасли банковского дела. Одним из направлений, позволяющих улучшить качество обслуживания, явилось создание совмещенных рабочих мест. Банку это позволяет увеличить количество рабочих мест, а клиенту значительно сэкономить время.

Другим, не менее важным направлением улучшения обслуживания населения, стала возможность осуществления отдельной группы платежей без использования квитанций. Благодаря совместной работе с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и предприятиями ЖКХ внедрен принципиально иной механизм. Достаточно прийти в банк, назвать номер лицевого счета или свою фамилию, имя и отчество и кассир сообщит необходимую сумму к оплате.

Для достижения того уровня обслуживания, который уже сейчас есть в Европе и США, в нашей стране еще многое предстоит сделать, и пройти различные этапы. И, несмотря на все трудности и проблемы, банковская система Беларуси (на примере работы АСБ «Беларусбанк») не стоит на месте, она развивается, внедряются новые современные технологии, позволяющие расширить спектр банковских услуг для удовлетворения потребностей.

Важное значение имеет способность нового инструмента или услуги оперативно и безопасно обеспечивать розничный платеж. Одним из факторов, оказывающих влияние на разработку новых платежных продуктов, является быстрая смена технологий. Диапазон имеющихся сегодня платежных инструментов отражает правовую, деловую и технологическую среду в том или ином государстве, формируясь под воздействием как исторически сложившихся подходов, так и новых тенденций.

Согласно пункту 22 Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 декабря 2001 г. N 345 «Об утверждении правил организации кассовой работы в банках Республики Беларусь» прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по извещению формы 0402280179, представляющему собой комплект документов, состоящий из извещения и квитанции. Развитие автоматизации у поставщиков услуг позволило им выдавать клиентам квитанции и извещения с уже заполненными реквизитами и суммами для оплаты.

Для оптимизации работ в этой области Правительством Республики Беларусь разработан план мероприятий по формированию на территории Республики Беларусь единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи. В этом плане мероприятий есть поручения Национальному банку, облисполкомам, Минсвязи, Минжилкомхозу, Минэнерго совместно с другими поставщиками услуг провести работу по созданию электронных баз данных, содержащих информацию поставщиков услуг об объеме оказанных услуг, и регламенту обмена данными для осуществления расчетов с потребителями этих услуг [37 с.26].

Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 01.07.2002 г. № 19 утверждена форма счета-извещения и счета-квитанции с нанесением линейного штрих-кода, содержащего информацию о плательщике и сумме платежа.

Использование сканера для считывания штрих-кода сокращает время обслуживания клиента при проведении операции в пользу ЖКХ с 16 до 9 секунд и исключает ошибки по вводу номера лицевого счета (13 знаков).

Данная услуга может быть внедрена в системе при условии нанесения штрих-кода на квитанции поставщиков.

Однако более 50 видов платежей (порядка 35% от всех платежей населения) производится по ф. 0402280179. Данные в документе заполняют клиенты вручную.

При использовании указанной формы возникает ряд сложностей:

1) клиент заполняет вручную и извещение, и квитанцию. Велика вероятность ошибок;

2) кассир вводит расчетный счет получателя платежа, сумму платежа и ряд других обязательных реквизитов. Так, для налоговых платежей кассир вводит еще и УНП плательщика, код платежа в бюджет, ФИО и адрес плательщика, выбирает назначение платежа. Обслуживание клиента в этом случае занимает до 3 минут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Денежно-кредитная и банковская система. Регулирование денежного обращения
Важнейшей функцией государства является предложение денег и регулирование денежной массы в стране, причем эта функция является для государства эксклюзивной. Органом, реализующим эту функцию, является ...

Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Для того чтобы тратить деньги, не обязательно их видеть. Козьма Прутков Деятельность российских банков с карточками началась в марте 1988г., когда в Лондоне между бюро путешествий ...

Влияние характера взаимодействия банковского и производственного секторов на развитие банковской системы и экономики регионов
Проводимая в стране радикальная экономическая реформа предопределила новый этап развития банковской системы, способной эффективно накапливать и трансформировать финансовые ресурсы в реальный сектор эк ...