Резервирование ценных бумаг
Страница 4

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации установлено не только содержание, но и классификация клиринга. Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утверждённое Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 14 августа 2002 года № 32/пс, устанавливает следующие виды клиринга:

по способу зачета и исполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами:

простой клиринг, предусматривающий контроль за наличием на счетах участников клиринга необходимого количества ценных бумаг и денежных средств и осуществление расчетов по каждой совершенной сделке;

многосторонний клиринг, предусматривающий единовременное проведение взаимозачёта требований по всем совершённым, подтвержденным и обеспеченным необходимым количеством ценных бумаг и денежных средств сделкам;

централизованный клиринг, предусматривающий принятие клиринговой организацией всех прав и обязанностей участников клиринга по сделке [32, п.1.8; 1.9].

По порядку зачисления на торговые счета ценных бумаг и денежных средств, необходимых для исполнения сделок (для клиринговых центров):

клиринг с полным обеспечением (депонированием) - порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором участники клиринга имеют право совершать сделки только в пределах количества ценных бумаг и денежных средств, зачисленных ими до начала торгов на торговые счета;

клиринг с частичным обеспечением (депонированием) - порядок осуществления клиринговой деятельности, при котором участники клиринга имеют право совершать сделки в определенных пределах (лимитах), величина которых зависит от объема (оценочной стоимости, устанавливаемой клиринговой организацией) ценных бумаг и денежных средств, переведенных ими до начала торгов на торговые счета [32, п.1.10].

Каждый вид клиринга требует специфического объёма прав и обязанностей клиринговой организации и клиента. При этом отметим, что Положении о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации содержатся только общие для всех видов клиринга права и обязанности клиринговой организации. Однако легальная классификация видов клиринга в любом случае позитивна. Она позволяет отразить в договоре, заключённом между клиринговой организацией и клиентом, вид клиринговых услуг, что поможет суду при разрешении возможного спора между клиринговой организацией и клиентом определить примерный объём прав и обязанностей сторон и определить существо спорного правоотношения.

В этой связи остаётся открытым вопрос о порядке проведения клиринга. Взаимозачёт требований может производиться между участниками сделки или между каждым участником сделки с одной стороны и клиринговой организацией с другой стороны. В последнем случае клиринговая организация выступает единым кредитором для всех должников и единым должником по отношению ко всем кредиторам, то есть урегулирование позиций всех должников производится путём платежа (поставки) в пользу клиринговой организации, а урегулирование позиций всех кредиторов - путём получения денежных средств (ценных бумаг) от этой клиринговой организации. По мнению Ю.А. Метелевой, урегулирование позиции участников торговли против клиринговой организации, а не против друг друга приводит к полной смене сторон на этапе исполнения сделок по сравнению с этапом заключения сделок [4, с.27]. Такой способ взаимозачёта применяется в подавляющем большинстве клиринговых систем мира. По мнению Ю.А. Метелевой, это объясняется его относительной простотой [4, с.28]. Исходя из критерия организационно-экономической целесообразности следует согласиться с Ю.А. Метелевой. Исходя из правового критерия такой способ клиринга нельзя назвать удачным. Перемена лиц в обязательстве в любом случае усложняет восприятие соответствующего правоотношения правоприменительным органом при определении объёма прав и обязанностей сторон. При применении первого способа клиринговой организации "клиринговая организация-посредник" отграничение обязательств участников от обязательств клиринговой организации сложности не представляет. Иное при втором способе "клиринговая организация-участник". Значительное количество спорных ситуаций может вызвать определение момента перехода прав кредитора и обязанностей должника с участника торгов на клиринговую организацию. Даже и в случае чёткого законодательного закрепления такого момента второй способ клиринга потребует наличия значительных активов у клиринговой организации.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Принципы банковского права
Общие начала банковского права, выраженные в его нормах, обеспечивают целенаправленное регулирование банковской деятельности на всех уровнях банковской системы. Принципы права являются св ...

Государственные ценные бумаги
Основой любого цивилизованного рынка является фондовый рынок или его основная часть - рынок ценных бумаг. Финансовая наука утверждает, что современный фондовый рынок с его демократически организованн ...

Влияние характера взаимодействия банковского и производственного секторов на развитие банковской системы и экономики регионов
Проводимая в стране радикальная экономическая реформа предопределила новый этап развития банковской системы, способной эффективно накапливать и трансформировать финансовые ресурсы в реальный сектор эк ...