Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика.
Страница 3

Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К). Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта картотека основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которым клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваивается шифры 7,8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции (подпись предприятия признается Банком Франции, или признание подписи отложено до рассмотрения дальнейший отчетности).

Таким образом, для стран с развитой рыночной экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности клиентов. Эта дифференциация сочетается с принципиальным единым подходом к оценке кредитоспособности, который регулируется Центральным банком. Методики определения кредитоспособности могут основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности; учитываются особенности построения отчетности предприятий.

Действующая процедура кредитования в АО «Цеснабанк», на мой взгляд, сложная. Для заемщика ее можно облегчить:

- во-первых, банку, а в частности его кредитному отделу, можно и даже нужно оказывать консалтинговые услуги по формированию банковской документации, по составлению бизнес-плана, расчету потребности в ссуде и другой финансово-экономической документации. Оказывая услуги финансового менеджмента заемщикам, банк тем самым повысит качество документации, снизит кредитные риски, а также будет иметь дополнительный доход. Владение полной информацией о клиенте необходимо банку для защиты его от недобросовестных и некредитоспособных заемщиков, которые повышают степень кредитного риска, и сохранения более надежных заемщиков, что в свою очередь улучшит структуру ссудного портфеля банка.

- во-вторых, необходима стандартизация и унификация банковских договоров. Применение единых стандартов по кредитным и залоговым договорам приведет к лучшему пониманию клиентами сущности и содержания данных соглашений. Единые требования по кредитным и залоговым договорам помогут разрешить спорные ситуации и защитить интересы банка, а для этого обязательно нужна увязка Гражданского Кодекса и Закона «О банках и банковской деятельности РК».

- в третьих, сложившаяся законодательная база отечественной банковской деятельности в области предоставления кредита довольно слаба и требует некоторых изменений. Постоянно меняющиеся законы РК усложняют взаимоотношения между кредитором и заемщиком. Заемщики не успевают приспосабливаться к новым изменениям в законодательстве. Знания основ банковского законодательства упрощает понимание предпринимателем того, зачем банк должен запрашивать определенную информацию. С другой стороны, банки тоже испытывают трудности в законодательной базе.

Нестабильность экономики в целом и положения каждого из заемщиков в частности создает предпосылки для создания защитных мер. В случае банкротства предприятия, «прогорает» его финансовое состояние, и в результате возникает цепная реакция, отрицательно отражающаяся на деятельности его партнеров, кредиторов, клиентов. Но наибольший урон экономике приносит банкротство банков, которое возникает из-за неплатежеспособных его заемщиков.

В связи с этим АО «Цеснабанк» предлагает ужесточить законодательные меры, применяемые по отношению к неплатежеспособным заемщикам. Необходимо:

- предусмотреть в законе «О банках и банковской деятельности РК» обязательно для всех банков второго уровня анализ кредитоспособности и платежеспособности заемщика. Эта мера необходима, т.к. не все банки, имеющие свои методики по анализу кредитоспособности, применяют их на практике и анализируют заемщиков в полном объеме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значитель ...

Введение
Банковская система играет важнейшую роль в развитии экономики, в повседневной деятельности предприятий и граждан. Банки организуют денежный оборот, предоставляют экономическим субъектам дополнительн ...

Внутридневная торговля на рынке Forex
Самым неосвещенным из всех вопросов дилинговой торговли, на мой взгляд, является именно внутридневная как самый современный вид торговли. Благодаря бурному развитию техники и доступности ин­формац ...