Утвержден проект закона об осаго

Олий Мажлис Узбекистана принял в первом чтении проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)», являющимся началом запланированной реформы данного вида страхования в стране. После доработки законопроект будет рассмотрен во втором чтении и в октябре передан на рассмотрение Сената.

В соответствии с проектом закона, к оказанию данных услуг будут допускаться страховщики с уставным фондом более $1 млн. и имеющих достаточно широкую филиальную сеть, охватывающую все регионы республики.

Максимальная сумма выплат составит $3000 в эквиваленте, причем по части причинения ущерба имуществу - $1200, а по вреду жизни и здоровью – $1800. Ранее действовала ставка в 50 МРЗП (20 имущество, 30 здоровье), что составляет менее $800.

Размеры ставок по страховым премиям будут варьироваться в диапазоне от 0,15% до 2% от страхового покрытия в зависимости от таких факторов как территориальная принадлежность, объём двигателя, стаж водителя и наличие страховых случаев в прошлые периоды.

Таким образом, планируется введение «бонусной» системы, подразумевающей снижение тарифов для опытных и осторожных водителей, что должно повысить безопасность движения по дорогам страны.

Законопроект предусматривает создание фонда ОСАГО в виде объединения страховщиков, проводящих обязательное страхование автогражданской ответственности. Фонд будет осуществлять защиту третьих лиц при не установленном страхователе - виновнике ДТП, при банкротстве страховщика, при наличии незастрахованного водителя, а также компенсировать предоставляемые отдельным категориям граждан скидки по страховым премиям. Функционирование фонда будет осуществляться за счет отчислений страховщиков в размере до 2% от страховой премии, полученной по ОСАГО.

По данным ГАИ, в настоящее время эксплуатируется более 2,5 млн. единиц автотранспорта, их количество с 1994 года увеличилось более чем в 2 раза. Более половины принадлежит физическим лицам. Ежегодно органами ГАИ регистрируется порядка 10 тыс. дорожно-транспортных происшествий.

Можно оценить рынок ОСАГО по собранным премиям при условии страхования всех автомашин и средней ставки по премиям в 0,5-0,65% в 47-61 млрд. сум в год, что значительно увеличит рынок страхования в Узбекистане. А если учесть, что основная часть автомашин зарегистрированы в Ташкенте, столичной области и Ферганской долине, то коэффициент модно принять и выше, что, соответственно, увеличит и сборы. При этом выплаты могут составить около 8-10 млрд. сум, а соответствующий коэффициент выплат к премиям POP = 15-17%, что выше среднерыночного значения, сократившегося с прошлого года с 13 до 7% по итогам полугодия 2007 года.

Из 24 страховых компаний, действующих в области общего страхования по нашим сведениям на ОСАГО могут рассчитывать на данный момент НКЭИС «Узбекинвест», ГАСК «Узагросугурта», ГАСК «Кафолат» и СА «Мадад». Достаточно крупной сетью обладает и СК «Алском», планирующая открытие новых филиалов в 2007-08 годах. Что также позволит её принять участие в ОСАГО.

Если «пирог» ОСАГО разделят только эти 5 компаний, то структура рынка страхования может значительно измениться, увеличив их роль.

Если предположить, что ОСАГО было бы введено с начала текущего года, а темпы его роста оставались бы на уровне полугодия, разделив минимальную оценку доходов от ОСАГО между 5 страховщиками можно отметить, что госкомпании заняли бы 63,5% рынка.

Смотрите также

Внутридневная торговля на рынке Forex
Самым неосвещенным из всех вопросов дилинговой торговли, на мой взгляд, является именно внутридневная как самый современный вид торговли. Благодаря бурному развитию техники и доступности ин­формац ...

Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...

Банковская система РФ. Структура и проблемы функционирования в период экономического кризиса 2008-2009 годов
Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; боль ...