Развитие банковской системы и рейтинговые
услугиСтраница 1
Конец 1990-х гг. был посвящен качественному анализу воздействия кризиса на банки и банковскую систему в целом. Всплеск активности рейтинговых агентств (РА) приходится на 2000-2001гг. В это время вновь возникает ряд российских компаний, реанимируются ранее не реализованные проекты. На российский рынок фактически, а не формально возвращаются крупнейшие международные рейтинговые агентства. Результаты такой деятельности требуют пристального внимания и отдельного анализа.
Рейтинги банков полезны не только для делового сообщества России, но и для зарубежных инвесторов. Эти рейтинги более развиты вследствие ряда причин:
• важного значения банковской системы для экономики в целом; в повышенного риска операций на российском фондовом рынке;
• потребности в высоком уровне транспарентности и пруденциального надзора;
• наличия проблемы выбора финансового партнера для клиентов банков.
После кризиса у клиентов банков резко возросла потребность в более подробной и достоверной информации. В результате появились многочисленные рейтинговые продукты различного вида и назначения. Далее предпримем попытку сравнить различные подходы к ранжированию и рейтингованию банков и проанализировать базовые положения рейтинговых систем.
Применительно к российским банкам основные рэнкинговые и рейтинговые продукты приведены в табл.7.2
Таблица 7.2 - Основные рейтинговые продукты для банков
|
Виды рейтинговых продуктов | ||||
|
Рэнкинги |
Многомерные списки и интегральные оценки |
Рейтинги | ||
|
Отличительные особенности | ||||
|
Список банков, упорядоченных по некоторому показателю |
Разбивка банков на кластеры в системе показателей, свертка локальных показателей |
Разбивка банков на группы с привлечением формальной и экспертной информации | ||
|
Основные издания и рейтинговые агентства (РА) | ||||
|
Информационные агентства: • «Интерфакс» • И А «Мобиле» • ИЦ «Рейтинг» Журналы: • «The Banker» • «Профиль» • «Эксперт» • «Деньги» |
Банк России: • «Интерфакс» • И А «Мобиле» • ИЦ «Рейтинг» Журналы: • «The Banker» • «Профиль» |
Международные РА: • Moody's • Standard & Poor's •Fitch IBCA Российские РА: • ИЦ «Рейтинг» • «Интерфакс» • «Рус-Рейтинг» «Эксперт РА» | ||
7.3 Банковские рэнкинги
Наиболее доступные банковские рэнкинги (списки) публикуют следующие агентства и издания:
• Аналитический центр Информационного агентства «Мобиле» (бюллетени «Банки и финансы», «Деятельность банков России», где представлены ежемесячные публикации расширенных списков);
• Информационное агентство «Интерфакс» представляет поквартальный список «Interfax-100» 100 крупнейших (общедоступный список) и всех (по подписке) банков;
• Информационный центр «Рейтинг» (список крупнейших российских банков (публикуется два раза в год) и «Тысяча российских банков» (ежеквартально), показатели банков по МСФО (ежегодно));
• журнал «Профиль» (100-200 крупнейших российских банков по собственному капиталу и активам, ежемесячные публикации);
• журнал «Компания» (проект, начавшийся после кризиса, ежемесячные публикации);
• журнал «Деньги» (200 крупнейших российских банков, поквартальные публикации);
• журнал «The Banker» (2000 крупнейших банков мира и 50 крупнейших российских банков (ежегодно)).
Несколько других изданий публикуют свои рэнкинги на нерегулярной основе. Главной особенностью всех вышеуказанных списков является то, что каждый из них упорядочивает банки согласно определенным финансовым показателям и является односторонним отражением соотношений между банками. Так, например, традиционно публикуемый список банков по валюте баланса не отражает их позиционирования в силу того, что некоторые банки искусственно создают так называемый «пузырь» в собственном балансе, причем значение валюты баланса нередко превышает чистые активы в полтора-два раза и более. Такую ситуацию можно понять по отношению к Сбербанку России, поскольку с его многофилиальной системой превышение валюты баланса над чистыми активами выглядит вполне естественно. Для других банков такое положение дел вызывает подозрение. Поэтому для отображения реального положения дел многие издания перешли к публикациям списков банков по значениям чистых активов, что помогло избежать подобных искажений со стороны некоторых банков. Аналогичные нюансы могут встречаться и по отношению к капиталу, прибыли и ряду другим одномерным статическим рэнкингам.
Смотрите также
Внутридневная торговля на рынке Forex
Самым неосвещенным из всех вопросов дилинговой торговли, на мой взгляд, является именно внутридневная как самый современный вид торговли. Благодаря бурному развитию техники и доступности информац ...
Виды моделей выбора оптимального портфеля ценных бумаг. Фьючерсные стратегии
Развитие рыночной экономики и закрепление частной собственности в различных ее формах привело к тому, что наряду с денежными средствами широкое распространение в качестве средства платежа и инвестиров ...
Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...






