Заключение
Страница 1

Рейтинги стран, региональных и муниципальных образований, субъектов финансового сектора экономики, нефинансовых организаций и предприятий стали важным информационным средством установления и поддержания деловых отношений в рамках хозяйственной деятельности и регулирования делового общения. Многообразие субъектов и отношений между ними потребовало создания комплекса понятных, достаточно прозрачных и общепризнанных шкал, который позволил бы оценить финансовую устойчивость институциональных единиц в статике, динамике и с элементами прогноза. Подходы к этой проблемы породили разнообразие методик рейтинговых оценок, которые представляют на рынок рейтинговые агентства.

Для банка важен не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов его работы с результатами других банков. В условиях рыночной экономики особое значение имеет исследование тенденций развития банковской системы в целом на национальном уровне. Долгое время в России наблюдался дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков, поэтому стал необходим рейтинг банков, как основа для изучения дальнейшей их деятельности.

Суверенный кредитный рейтинг имеет важнейшее значение как для страны, получающей кредиты и займы, так и для ее кредиторов. Кредитный рейтинг — это синтетический показатель, который отражает способность и желание заемщика выполнять свои долговые обязательства, т.е. своеобразную меру "кредитного" доверия к заемщику. Кредитный рейтинг рассчитывается как для страны в целом, так и для отдельных областей, городов и муниципальных образований, а также от дельных видов долговых обязательств. При этом суверенный кредитный рейтинг влияет на кредитные рейтинги российских облигаций частных предприятий, рейтинги от дельных ценных бумаг, региональные кредитные рейтинги. В свою очередь "частные" кредитные рейтинги в определен ной мере учитываются при определении суверенного кредитного рейтинга страны.

От кредитного рейтинга непосредственно зависит эффективность внешних займов. Чем он ниже, тем выше цена заимствований. Даже имея полудефолтный кредитный рейтинг, Россия могла занимать международные деньги. Но цена таких заимствований значительно превышала обычные в международной кредитной практике ставки. Например, в 2000г. Россия могла в случае острой необходимости получить коммерческие кредиты под 18-20% годовых, хотя до дефолта 1998г. ей удавалось размещать еврооблигации под 9-10%. Так, сам факт возвращения на коммерческий рынок заимствований, имея огромное психологическое значение, будет способствовать восстановлению доверия западных инвесторов и росту кредитного рейтинга. Кроме того, по мнению главы отдела развивающихся рынков в ING Barings Филипа Пула, "когда Россия снова выйдет на рынки, у нее появится гораздо больше возможностей управлять всеми остальными своими облигациями".

Кредитные рейтинги рассчитываются по разным методикам, что предопределяет их различия по обозначениям в зависимости от тех рейтинговых агентств, которые их определяют. При этом все методики, как правило, носят открытый характер, они публикуются в виде критериев оценки кредитного риска. В то же время необходимо иметь в виду, что все кредитные рейтинги — это качественные, экспертные оценки. При этом огромную роль имеет международный авторитет присваивающих рейтинг организаций и институтов. Наиболее известными и авторитетными в мире рейтинговыми агентствами являются Standart

&

Poor

'

s

,

Mody

'

s

,

Fitch

IBCA

.

Рейтинги, например, Standart&Poor's охватывают размещенные облигации и другие финансовые обязательства на общую сумму свыше 11 трлн. дол., без учета рейтингов этого агентства не принимается ни одно стратегическое инвестиционное решение.

Кредитные рейтинги СССР были одними из самых высоких в мире. До конца 1989г. СССР имел кредитный рейтинг "ААА", что объясняет и значительный объем в его кредитной задолженности негарантированных банковских кредитов. В 1990г. и 1991г. западные банки прекратили вы дачу негарантированных кредитов, требуя гарантий или от советского правительства, или от правительств своих стран. В 90-е годы в результате провалов в экономике, задержек в выплате внешнего долга, реструктуризации значительной части долговых обязательств суверенный кредитный рейтинг России значительно опустился и достиг небывало низкого уровня. В начале 1999г. Standart & Poor's присвоила России ранее не использовавшийся этим агентством текущий кредитный рейтинг "SD" - селективный дефолт, означающий, что должник уже не может выполнить одно или несколько своих обязательств, продолжая осуществлять выплаты по другим обязательствам. В то же время, эксперты всех трех рейтинговых агентств "просмотрели" критическую ситуацию 1998г., сохраняя достаточно высокие рейтинги вплоть до 17 августа. Субъективные экспертные оценки, на которых сказывается груз просчетов 1998г., во многом сдерживают более динамичный рост кредитных рейтингов России в настоящее время.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значитель ...

Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...

Современная кредитная система РФ
В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостоян ...