ЗаключениеСтраница 2
Тем не менее достижение договоренности с Лондонским клубом кредиторов и экономический рост, начавшийся в 1999г., способствовали повышению кредитного рейтинга РФ. Первой реакцией на эти положительные сдвиги стало изменение некоторыми агентствами кредитного рейтинга отдельных долговых обязательств. В мае 2000г. Fitch IBCA сразу на две ступеньки повысило суверенный кредитный рейтинг России. На повышении рейтингов сказалась положительная оценка агентством улучшения экономических условий в России. Кроме того, улучшились перспективы принятия необходимых законодательных актов для оформления структурных реформ, что является важнейшей предпосылкой дальнейшего улучшения кредитоспособности. В пресс-релизе Standard & Poor's, особо была отмечена готовность и способность правительства России продвигать необходимые ре формы регулирующего, судебно-правового и экономического характера через сложные и поляризованные законодательные процедуры. Одним из ключевых факторов повышения кредитных рейтингов стала, по мнению экспертов Standard & Poor's, желание России обслуживать свой внешний долг.
Итак, международные рейтинговые агентства за последнее время не однократно повышали рейтинги России, что стало свидетельством определенных успехов в экономике и финансовом секторе страны.
Международное рейтинговое агентство
Moody
'
s
в октябре 2003г. повысило России потолок рейтингов долгосрочных депозитов в иностранной валюте и долговой рейтинг эмитента, присвоив впервые в новейшей российской истории рейтинг инвестиционного уровня. Для всех рейтингов установлен стабильный прогноз. Агентство объясняет повышение рейтингов активным экономическим ростом в России в течение нескольких лет, улучшением макроэкономических показателей, впечатляющим положительным сальдо платежного баланса, серьезным улучшением положения с бюджетом. Отмечается также стабильность в политической сфере, предсказуемость политики и структурных преобразований. Уровень российской задолженности значительно понизился, уязвимость в части внешних рисков упала в связи с ростом валютных резервов и резким уменьшением краткосрочных долгов. Некоторые долги были погашены досрочно, а также были сформированы объемы средств на погашение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 гг. Успешно пройден пик выплат по обязательствам в 2003г. Тем не менее Moody's отметило высокий уровень расходов на обслуживание долгов, а также тот факт, что отношение расходов на обслуживание долгов к средствам федерального бюджета пока превышает аналогичный показатель до финансового кризиса 1998г. На меченные структурные реформы в таких областях, как банковский сектор, естественные монополии, ЖКХ, могут натолкнуться, по мнению агентства, на сопротивление, что уже случалось в российской истории, когда реформы сверху тормозились на местном уровне.
Рейтинговое агентство
Standard
&
Poor
'
s
в течение 2002г. дважды повышало суверенные рейтинги России, причем в декабре 2002г. долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте был повышен сразу на два пункта. Был увеличен долгосрочный валютный рейтинг РФ. В январе 2004 г. агентство повысило указанные рейтинги еще на одну ступень. С точки зрения агентства, повышение рейтингов отражает приверженность руководства страны проведению в течение ряда последних лет взвешенной политики, что обеспечило предсказуемость финансового состояния. Такой подход к управлению в бюджетной сфере, совершенствование системы управления долгом, скорее всего, исключат, по мнению агентства, возможность возврата к значительному дефициту в среднесрочной перспективе, даже в случае падения цен на нефть. Руководство ЦБ РФ способствовало прогрессу в реализации реформы банковской системы. Достижение реального прогресса в совершенствовании банковской системы потребует времени. Развитие производства, рост покупательной способности населения, реформа пенсионной системы, по их мнению, будут способствовать росту внутренних сбережений, что укрепит финансовую систему в целом.
Standard
&
Poor
'
s
полагает, что повышение долгосрочного рейтинга Российской Федерации в национальной валюте поддерживается значительными улучшениями налоговой системы. В последние годы Федеральное правительство повысило собираемость налогов, уменьшая при этом риск дефолта по рублевому долгу, сумма которого невелика. Хотя прогресс в области реформ движется значительно быстрее, чем ожидалось, они еще далеки от завершения. Судебная и административная реформы продолжаются, однако достигнутые успехи в повышении эффективности аппарата государственной и судебной системы пока невелики. Сохраняющиеся риски на начало 2004г. были все еще достаточными для того, чтобы оставить рейтинг России прежним - на одну ступень ниже инвестиционного уровня.
Смотрите также
Выход предприятий на рынок ценных бумаг
России на современном этапе развития необходимы новые источники экономического роста. Как известно, Президентом РФ поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. Многие эксперты полагают, что решению д ...
Заключение
Результаты выполненных исследований
процессов кредитования в России и зарубежных странах позволяют сделать
следующие выводы:
1. В оценке
кредитоспособности заемщика главным показателем используе ...
Государственные ценные бумаги
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства РФ относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и ...