Совершенствование социального страхования
Страница 4

Возникает еще один вопрос: как сегодня наполнять бюджет Фонда, если кроме отмеченных ограничений в количестве проверок имеем еще одно, утвержденное Постановлением № 502 от 21 мая 2009 г. "О временных ограничениях в отношении осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31.12.2010 г.". Речь идет о запрете налагать штраф за нецелевое использование денежных средств, который предусмотрен ст. 30 Закона Украины от 18 января 2001 года. Согласно последнему постановлению, ревизор только указывает на необходимость исправления выявленных нарушений и тем самым превращается в аудитора. Следовательно, все злоупотребления остаются безнаказанными, чем полностью прекращается наполнение бюджета штрафными средствами. Можно согласиться, что для законопослушных страхователей Фонда, у которых случаются незначительные, связанные с невнимательностью нарушения на небольшие суммы, эта инструкция облегчила условия работы. Но в этом документе не учитываются случаи запланированных злоупотреблений.

Кроме того, упомянутое постановление № 502 часто не отвечает положениям Закона Украины от 18 января 2001 г. Поэтому, по нашему мнению, было бы целесообразно внести изменения в ст. 30 этого закона, которая предусматривает высокие штрафные санкции, а именно - необходимо различать суммы, которые можно считать незначительной ошибкой, и суммы, которые следует трактовать как злоупотребления. Ведь до 50% штрафных санкций от суммы не принятых в зачет расходов, на наш взгляд, не совсем справедливы. Следовательно, целесообразно уменьшить этот процент до 10 для тех, у кого сумма не принятых расходов составляет менее 5 не облагаемых налогом минимумов; до 20% - 10 минимумов; до 30% - 15 минимумов; до 40% - 20 минимумов. А ко всем, у кого сумма не принятых расходов превысит 20 не облагаемых налогом минимумов, применить действующий 50-процентный штраф. Такие изменения можно было бы считать обоснованной и законной помощью малому и среднему бизнесу.

По состоянию на 1 января 2010 г. в бюджет Фонда поступило приблизительно на 10% меньше средств из-за действия указанных постановлений КМУ. Эта цифра увеличилась почти в 2 раза в течение 2010 г., ведь в 2009 г. они действовали только в течение 7 месяцев. Следовательно, уже сегодня можно спрогнозировать дефицит бюджета на текущий год, обусловленный тем, что средства от штрафных санкций в 2010 г. не поступали. Как результат, по состоянию на 1 января 2010 г. задолженность Фонда перед страхователями выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 10 раз. Это объясняется тем, что в IV квартале 2009 г. появился дефицит средств и было возмещено на 30% меньше, чем поступило по заявкам от страхователей. Следовательно, Фонд не может выполнить свои главные обязательства перед застрахованными лицами, которым Законом Украины гарантирована компенсация утраченной заработной платы. Дефицит средств на возмещение можно объяснить еще и тем, что в течение 2009 г. в Закон Украины № 2213-111 от 11 января 2001 г. "О размере взносов на некоторые виды всеобщего обязательного социального страхования" дважды вносились изменения. Так, для работодателей вместо 2,9% начислений от сумм фактических расходов на оплату труда наемных работников с 15 января 2009 г. было установлено 1,5%, а через квартал - 1,4%. Такое уменьшение проводилось во время, когда в других фондах социальной сферы объемы сбора налогов увеличивались. Следовательно, такие действия абсолютно не целесообразны, особенно в период, когда расходы Фонда растут: после повышения размера помощи при рождении ребенка несколько выросла рождаемость; кроме того, увеличилось количество продолжительных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, туберкулезом, гриппом и т.д.)і повысилась стоимость санаторно-курортных путевок на оздоровление застрахованных лиц; с повышением минимальной заработной платы увеличились и средние дневные суммы выплат.

В качестве примера приведем данные по одной из городских дирекций Фонда, в которой по состоянию на 1 апреля 2010 г. насчитывалось 2293 страхователя: 1134 - по упрощенной системе налогообложения и 1159 - по общей. Как же повлияло изменение процентов начислений страховых взносов? В 2008 г., когда отчисления в Фонд составили 2,9%, сумма начисленных и удержанных страховых взносов достигла 8,7 млн. грн.; в 2009 г., когда отчисления составили 1,5%, сумма начисленных взносов снизилась до 8 млн. грн. В свою очередь, расходы за эти периоды выросли. Так, в 2008 г. расходы по временной нетрудоспособности, беременности и родам и расходы на похороны равнялись 9,5 млн. грн., а в 2009 г. - 9,8 млн. грн. Пример приведен без учета средств, необходимых для приобретения санаторно-курортных путевок и детских новогодних подарков, которые ежегодно закупает Фонд. Из отчетности за соответствующие годы можно сделать выводы, что в приведенной для примера городской дирекции средств на выплату пособий не хватает. Подобная ситуация почти везде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации
Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система – регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулир ...

Ипотечное страхование
В современных условиях экономического развития Российской Федерации важное значение приобретает формирование системы страховой защиты от рисков, связанных с жилищной ипотекой. Распространени ...

Валютные операции
Актуальность. Валютный рынок - это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На не ...