Совершенствование социального страхования
Страница 3

Всеобщее обязательное государственное социальное страхование в связи с утратой трудоспособности и расходами на похороны предполагает материальное обеспечение граждан в случае потери заработной платы (дохода) вследствие временной утраты трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), по беременности и родам; частичную компенсацию расходов, связанных со смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услуг за счет Фонда, средства которого направляются на: выплату застрахованным лицам помощи по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, на похороны; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления застрахованных лиц и членов их семей; внешкольное обслуживание, в том числе приобретение детских новогодних подарков; создание резерва страховых денежных средств в расчете не менее пяти календарных дней для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц; обеспечение текущей деятельности и содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.

Источниками средств Фонда являются: страховые взносы страхователей-работодателей и застрахованных лиц, уплачиваемые на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством; суммы не принятых к начислению расходов страхователя по данному виду государственного социального страхования, пени, штрафов и других финансовых санкций, примененных к страхователю и должностным лицам; благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц; ассигнования из государственного бюджета Украины; прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва его страховых средств, на депозитном счету; другие поступления в соответствии с законодательством.

В случае несвоевременной или неполной уплаты страховых взносов страхователем (в том числе физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя, но использующим наемный труд, уклонившимся от подачи заявления о взятии на учет как плательщика страховых взносов) он уплачивает сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню. За несвоевременность уплаты страхователем страховых взносов на него налагается штраф в размере 50% суммы подлежащих уплате страховых взносов за весь период, прошедший после дня, когда страхователь был принят на учет. За неполную уплату страховых взносов на страхователя налагается штраф в размере сокрытой (заниженной) суммы заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения - в троекратном размере указанной суммы.

За нарушение порядка расходования страховых средств налагается штраф в размере 50% подлежащей выплате суммы страховых взносов. Пеня начисляется исходя из 120% учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты суммы, начисленной на полный размер недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Не уплаченные в срок страховые взносы, пеня и штраф взимаются со страхователя в бесспорном порядке.

Анализируя положения, регламентируемые упомянутым выше Законом, можно сделать вывод, что ревизионная работа органов Фонда была четкой и понятной до того момента, когда Кабинет Министров Украины принял новые постановления, которые, к сожалению, оказались далеко не совершенными. Прежде всего, речь идет о Постановлении КМУ "Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере всеобщего обязательного государственного социального страхования по временной утрате трудоспособности и расходами, связанными с похоронами" № 547 от 3 июня 2009 г. Что изменило его принятие? Проверки теперь можно проводить у отдельных страхователей, а именно у тех, у кого фонд оплаты труда за предыдущий год превышал 1 млн. грн.; у тех, у кого средняя дневная сумма расходов превышает среднюю дневную заработную плату; у тех, у кого имеется просроченная задолженность по уплате страховых взносов, и у тех, кто не подает отчетность. Результат - большое и не совсем целесообразное ограничение.

Целью правительства вроде бы было облегчение деятельности малого и среднего бизнеса в период финансового кризиса. Однако помогло ли это? Ответ однозначный - нет. Ведь закончится срок действия данного постановления, и с 1 января 2011 г. тем, кому сейчас "помогают", придется пережить контрольно-ревизионный бум всех контролирующих органов за большой необревизированный период. Целесообразно ли в настоящее время не осуществлять проверки, если организация на протяжении всего рассматриваемого периода ведет финансовую деятельность и допускает ошибки или злоупотребления в использовании средств Фонда? Имеет ли значение, когда их выявят - в 2009 или 2011 г.? Уверенно можно сказать, что такое ограничение излишне и совершенно не помогает предприятиям и учреждениям. Опыт подсказывает, что в перечень организаций, в которых можно проводить проверки, нужно включить, как минимум, тех, у кого независимо от фонда оплаты труда за год суммы расходов на оплату временной нетрудоспособности превышают 10 прожиточных минимумов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Современная кредитная система РФ
В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостоян ...

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значитель ...

Валютные операции
Актуальность. Валютный рынок - это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На не ...