Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины
Страница 2

В современной страховой практике для целей налогообложения различают страховую и все другие виды деятельности. Соответственно этим двум группам определяются доходы и расходы. При этом страховщики пытаются разделять расходы таким образом, чтобы отношение "полученные платежи/общий доход" было равно отношению "расходы, связанные со страховыми обязательствами и ведением дела/ общие расходы".

По состоянию на 2009 г. облагаются налогом по ставке 3% валовые доходы страховой компании по страховой деятельности в виде полученных страховых премий по договорам страхования и перестрахования, кроме переданных в перестрахование резиденту и кроме долгосрочного страхования и перестрахования жизни. Прибыль из других источников облагается налогом по ставке 25% от суммы валовой прибыли.

По подсчетам специалистов Госфинуслуг Украины, 3%-ная ставка налога на сумму валовых премий страховщика в среднем приравнивается к 15% налога на общую прибыль. Учитывая, что для отечественных предприятий эта ставка равна 25%, страхование можно считать выгодным бизнесом.

Недавно рабочая группа в составе сотрудников Госфинуслуг, НБУ и Государственного комитета по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) разработала проект Стратегии развития финансового сектора Украины на период до 2015 года. К приоритетным задачам Стратегии в сфере страхования относятся:

- создание благоприятного инвестиционного климата и финансовых инструментов, привлекательных для инвестирования, разработка и реализация программы внедрения и развития инвестиционного страхования;

- пересмотр требований, перечня ценных бумаг и других финансовых инструментов, в которые могут размещаться резервы страховых компаний;

- применение налоговых стимулов с целью обеспечения реального сектора национальной экономики необходимыми инвестиционными ресурсами;

- переориентация спроса отечественных субъектов хозяйствования на внутренние источники финансовых ресурсов.

Не осталось без внимания реформирование налоговой системы Украины. Так, уже в третий раз за последние 2 года делается попытка построить новую модель налоговой системы. В рамках проекта распоряжения Кабинета Министров об одобрении Стратегии реформирования налоговой системы Украины декларируется, что оно будет осуществляться одновременно с упорядочением и оптимизацией системы государственных расходов, поэтапно, системно, прозрачно и научно обоснованно. В частности, в проекте признается необходимость гармонично сочетать интересы государства и налогоплательщиков, создать благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций, разработать налоговые инструменты для стимулирования экономической деятельности. В страховой сфере рассматривается возможность перехода к применению общей системы налогообложения прибыли и введения переходного периода.

Отечественные специалисты предлагают различные подходы к налогообложению страховой деятельности. Так, например, рассмотрены преимущества и недостатки основных систем налогообложения доходов и прибыли страховщиков и предложены методы налогового стимулирования инвестиций в ценные бумаги. Предлагается также вариант налогообложения доходов от страховой деятельности с одновременным введением разных ставок для конкретных видов страхования. Один из авторов полагает, что действующая система налогообложения является компромиссной и что к резкому переходу на налогообложение прибыли не готовы ни государство, ни рынок, а другой автор убедительно показывает, каким образом операции с техническими резервами используются страховщиками для построения хитроумных схем уклонения от уплаты налогов.

Итак, можно утверждать, что, во-первых, налогообложение премий создает нерыночные преимущества для сектора страхования по сравнению с другими конкурентными финансовыми рынками, во-вторых, реализация эффективного налогообложения является сложной задачей, в-третьих, не существует всеобъемлющего взгляда на проблему.

База налогообложения существенно зависит от его объекта, валовых доходов и расходов страховщика, а в конечном счете - от правильного определения финансовых результатов деятельности компании. Поэтому сначала рассмотрим, как формируются финансовые результаты страховщика в нынешних условиях.

Правовой основой ведения страховой деятельности является Закон Украины "О страховании" от 7 марта 1996 г., с последующими изменениями, по которому "предметом непосредственной деятельности страховщика могут быть только страхование, перестрахование и финансовая деятельность, связанная с формированием, размещением страховых резервов и их управлением". Таким образом, закон разделяет текущую страховую деятельность и финансово-инвестиционную деятельность. Кроме того, разрешается другая операционная деятельность, не связанная со страхованием и аналогичная деятельности других субъектов хозяйствования. Такое разделение является общепринятым, оно отражено во всех учебниках и научных исследованиях, где речь идет об основных направлениях работы современной страховой компании. Эти направления представляют собой основу для финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствуют отечественным бухгалтерским стандартам. Но, как мы покажем ниже, разделение по видам деятельности можно и нужно усовершенствовать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Современная кредитная система РФ
В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостоян ...

История страховых услуг
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов произв ...

Реструктуризация банковской системы
На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации. Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значитель ...