Инструменты денежно-кредитной политики и функции Центрального Банка
Страница 1

В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что — средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должна ли денежно-кредитная политика носить дискреционный характер или она должна представлять собой некие правила, закрепленные законодательством. Эти проблемы денежно-кредитной политики сказались на Федеральном законе о Центральном банке. В принципе, любую операцию Центрального банка можно рассматривать как инструмент политики, поскольку он является крупнейшим из банков и наделен такими полномочиями, что любые его действия могут повлиять на финансовые рынки. Так называемые ориентиры денежно-кредитной политики могут быть разными. Это вопрос денежной теории, что в большей степени отвечает стратегическим целям политики: таргетирование денежной массы, процентных ставок или инфляции. Термин «таргетирование» буквально означает поддержание заданных значений целевых параметров (от англ. target — цель). Например, таргетирование процентной ставки межбанковского рынка состоит в том, что центральный банк совершает куплю-продажу бумаг открытого рынка в объеме, достаточном для поддержания процентной ставки по межбанковским кредитам на заданном уровне [16, с.184].

В ст. 35 Закона перечислены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России. В этой же статье наряду с инструментами указано установление ориентиров роста денежной массы. Наверное, это не совсем правильно по двум причинам. Во-первых, установление ориентиров или так называемое таргетирование относится к целям денежно-кредитной политики, а не инструментам. Во-вторых, не при любой ситуации в экономике необходимо таргетирование денежной массы. Наоборот, колебания денежной массы для достижения стратегических целей и соответственно установление ориентиров для других параметров, например процентных ставок, могут оказаться более эффективными [4].

Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых центральный банк может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. В основной набор таких инструментов входят: 1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям центрального банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.

Существуют некие базовые принципы применения этих инструментов на практике. Главным является принцип эффективности, который означает способность точно и быстро получать результаты, соответствующие намеченным целям. Можно выделить также принцип равного отношения ко всем кредитным организациям независимо от их размеров, что достигается стандартизацией правил и процедур проведения операций. Кроме того, важны простота, прозрачность, последовательность, надежность инструментов. Простота и прозрачность обеспечивают правильное понимание истинных намерений и целей использования инструментов. Принцип последовательности означает, что нельзя слишком часто менять правила и процедуры, чтобы, участвуя в мероприятиях денежно-кредитной политики, центральный банк и его контрагенты могли опираться на прошлый опыт. Принцип надежности требует минимизации финансовых и операционных рисков. Наконец, стоимость проводимых операций должна быть минимальна для обеих сторон [14, с.105].

Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Покупки на открытом рынке оплачиваются центральным банком увеличением (кредитованием) резервного счета банка продавца. Суммарные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Соответственно продажи центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются, и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Продажи бумаг на открытом рынке в этом случае используются для стерилизации, т. е. всасывания излишней денежной массы. Поскольку центральный банк является крупнейшим дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Если бы ожидания участников рынка были постоянными, центральный банк мог бы изменять как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные процентные ставки и тем самым воздействовать на уровень экономической активности. Эффективность данного инструмента несколько снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы. Часть аналитиков и инвесторов решит, что увеличивая объем покупок, центральный банк проводит экспансионистскую политику, направленную на снижение процентных ставок, рост объемов производства, инвестиций и потребительских расходов. Другие воспримут такую политику как дальнейшее увеличение денежной массы и инфляции. Инфляционные ожидания приведут к росту процентных ставок и уменьшению экономической активности. Тем не менее операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Преимущества состоят в том, что: 1) центральный банк может контролировать объем операций; 2) операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину; 3) они обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой; 4) рынок ликвиден и скорость проведения операций высока, она не зависит от административных проволочек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

История страховых услуг
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов произв ...

Заключение
  Итак, в настоящее время преобладающей формой денежных расчетов в экономике являются безналичные расчеты. В последние годы приобрела устойчивость тенденция опережающего роста безналичных ср ...

Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Для того чтобы тратить деньги, не обязательно их видеть. Козьма Прутков Деятельность российских банков с карточками началась в марте 1988г., когда в Лондоне между бюро путешествий ...